Главная | Чтиво | Галерея | Анимация | Видео | Ссылки | Гостевая

Урок #1:Работаем с Photoshop
Авторы: Elizabeth and Dean Dodrill. Рисунки Elizabeth.

Оригинальный текст находится  здесь.

Итак, я знаю, что в этом уроке я сразу немного забегаю вперёд, и подразумеваю, что Вы, уважаемый читатель, уже хотя бы немного знакомы с Фотошопом.

В этом уроке Вы узнаете, как можно использовать Фотошоп для раскраски Ваших рисунков в стиле традиционной анимации. Такая картинка прекрасно смотрится и на компьютерном мониторе, и при распечатке на принтере (конечно, если Ваш рисунок имеет достаточное разрешение). Дальнейшие уроки будут посвящены различным технологиям создания теней. Это не значит, что они научат Вас всему, что касается работы в Фотошопе. Предполагается, что Вы можете работать с программой самостоятельно.

Коль скоро речь идёт о программном обеспечении, очевидно, что вам понадобится компьютер :). Версии Фотошоп для Макинтоша и РС-совместимых машин в принципе одинаковы, и отличаются в основном клавиатурными комбинациями "горячих" клавиш. Хотя в этих уроках мы будем ориентироваться на пользователей РС, у юзеров Макинтоша никаких проблем возникнуть не должно.
Итак, перед тем как начать, Вам понадобится:

1. Рисунок, с которым Вы будете работать. Мы предполагаем, что Вы нарисовали картинку на бумаге и хотите её отсканировать и раскрасить.

2. Сканер. Реально, любой современный сканер, который вы можете приобрести, будет нормально работать, даже дешёвенький за 60$. Лично мне нравится Hewlett Packard и, коль скоро я использую его для Анимации, я использую устройство автоподачи листов. У меня HP ScanJet, 6350, который относится к разряду высококлассных сканеров.

3. Принтер (он не обязателен, но желателен). Наличие принтера весьма полезно, если вы хотите цифровым методом отредактировать Ваше изображение, а затем распечатать его для окончательной прорисовки. Также принтер весьма полезен, если Вы хотите распечатать ваше творение.:)

4. Стол с подсветкой (Стол Аниматора). Мой первый Анимационный стол был самодельным, просто коробка с дыркой наверху, закрытой стеклом, и с лампочкой внутри. Лучше, если вместо стекла будет оргстекло или пластик. Они не так сильно нагреваются. Можно найти хорошие модели Аниматорских столов за $100-$150 (не в России, конечно ;) - прим. перев.)

5. Для работы необходима лицензионная копия Photoshop 4.0 или выше. Все иллюстрации сделаны для 6.0, но в конечном счёте, все версии Фотошоп похожи.

6. Графический планшет от Wacom. Если Вы не можете его себе позволить, но всерьёз относитесь к своим рисункам, я настойчиво рекомендую Вам его приобрести. Пускай даже это будет Планшет из относительно недорогой Graphire series from Wacom.

Подготовка Вашего рисунка к сканированию.

Первое, что следует сделать - нарисовать чистовую версию Вашего персонажа. Некоторые художники предпочитают сканировать черновые наброски, и затем их подчищать на компьютере но, по моему, это пустая трата времени. Я думаю, всё зависит от того, как быстро Вы можете нарисовать чистовой вариант. Есть различные методы создания чистового рисунка, которыми пользуются художники (например, сканирование в ч/б варианте с последующей обрисовкой в векторной графике и т. д.). Я предпочитаю делать чистовой рисунок самостоятельно, на реальной бумаге.

Положите чистый лист бумаги поверх вашего исходного рисунка и скрепите их скрепкой. Таким образом, верх бумаги не сместится в процессе рисования, и Вы не испортите свой рисунок. С помощью стола с подсветкой, обведите весь рисунок чернилами. (Мы пользуемся MicronPigma inking pens толщиной 0.3 мм). Убедитесь, что все линии соединены друг с другом (это облегчит Вам работу, когда вы будете раскрашивать рисунок). Особо не напрягайтесь, и если где-то сделаете ошибочные линии - их можно будет довольно просто убрать на компьютере.

Если Вы кликните на этой картинке, чтобы получше её рассмотреть, то увидете, сколько ошибок я нагородил у неё на хвосте:) Я пометил ошибочные линии штрихами, чтобы знать, что стирать в цифровом виде.

Сканирование Рисунка.

Рисунок для сканирования должен быть достаточно чистым. Вот маленький совет: чтобы добиться реальной гладкости линий... Сканируйте чистовой рисунок как 2-х цветное чёрно-белое изображение. Не следует использовать режим сканирования в цвете и в оттенках серого - на данном этапе необходимо избежать любого сглаживания. Разрешение при сканировании порядка 300 точек на дюйм подойдёт, если вы планируете распечатывать Вашу работу, но отнимет много оперативной памяти. Если же Вы работаете в первый раз, то можно сканировать и в 100 dpi.

*Замечание*. Все сканеры работают по разному. Лично я использую программку, которая поставлялась со сканером, но можно сканировать напрямую в Фотошоп, используя драйвер "Twain".

Итак, откройте Ваш чистовой рисунок в Фотошоп. Первым делом преобразуйте Ваш рисунок в RGB - формат (цветовой режим, который мы будем использовать). Если этого не сделать, то у Вас не будет возможности раскрасить рисунок.Если напрямую в RGB изображение преобразовать не удаётся, то переведите рисунок в чёрно-белый полутоновой, а затем в RGB.

 

Фотошоп: изучаем окна.

С левой стороны окна программы (справа от пользователя) находятся несколько плавающих окошек. Коль скоро цель урока - не обучение основам Фотошоп, вам следует самостоятельно разобраться с этими окошками. Опять же, мы описываем версию 6.0, так что у Вас может и не быть этих окошек. Чтобы проявить или спрятать окошко, можно использовать меню Window (Окно). Вот краткое описание этих окон.

Первое из окон - окно Info. Оно чрезвычайно полезно для различных точных подгонок и измерений. Второе окно должно содержать вкладки History и Actions. Во вкладке History находятся сведения о всех изменениях, которые Вы производили с изображением. Если Вы, допустим, открыли изображение и сменили цветовой режим, то там будут записи типа: "Open, Grayscale, RGB Color". Вы можете использовать вкладку History в случае, если захотите отменить не одно, а несколько последних действий. Вкладка Actions позволяет работать с макросами, или назначать определённые команды неким клавиатурным комбинациям ("горячие" клавиши). Отдельное окно должно содержать три вкладки: layers, channels, and paths. Обратим внимание на вкладку Layers. В нашем случае там есть один слой (вероятно, он назван по умолчанию - background). Идея заключается в том, что можно создать несколько слоёв один поверх другого в одном изображении, и их можно редактировать независимо друг от друга. По умолчанию Фотошоп создаёт слой 'background', и этот слой имеет некоторые ограничения по работе с ним. Два раза кликните на названии слоя, чтобы переименовать его во что-нибудь более подходящее. (например, "слой 0). Это разблокирует ограничения, которые имеет "background" и вы сможете спокойно работать с этим слоем. Также можно кликнуть на имени слоя правой кнопкой мышки, и выбрать пункт "Layer properties".

У каждого слоя в окне Layer есть две иконки. Иконка с глазом указывает на то, что слой видимый. Если нужно сделать слой невидимым, кликните по иконке с глазом, чтобы он исчез. Затем кликните вновь, чтобы он появился. Иконка с кисточкой показывает, с каким слоем на данный момент Вы работаете. "Всегда" проверяйте, что Вы работаете с нужным слоем. Очень обидно проделать большую работу, а в конце узнать, что всё сделано не на том слое...

Фотошоп: панель инструментов.

Я сделал перечень всех важных инструментов, которыми мы будем пользоваться в этом уроке.

А вот список горячих клавиш, используемых при работе с Фотошопом. Очень важно знать основные клавиатурные команды, особенно Zoom и Pan. (масштаб картинки и навигация по ней). Это позволит вам сэкономить уйму времени.

Теперь можно приступать к обработке Вашего рисунка. На панели инструментов выберите Pencil tool и сделайте цвет рисования белым. Это можно сделать, кликнув на квадратике "foreground color" и выбрав белый цвет. Также можно использовать горячие клавиши: при нажатом Alt кликните по той части изображения, которая содержит нужный цвет. Курсор при этом примет вид пипетки.

Используйте белый цвет, чтобы стереть ненужные и подправить нужные линии на Вашем изображении. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ Erase Tool! Если вы примените ластик, то Фотошоп, чтобы показать разницу между белым и пустым, пометит след от этого инструмента клеточками. Нам сейчас гораздо проще использовать белый цвет вместо стирательной резинки.

В процессе работы над корректировкой рисунка, вам могут быть полезны следующие клавиатурные комбинации: Для увеличения рисунка (Zoom) нажмите одновременно пробел и ctrl и кликните на рисунке. Для уменьшения масштаба используйте пробел, ctrl и Alt и кликните мышкой на картинке. Чтобы перемещаться по большому изображению (Pan Tool) - держите нажатым пробел и перемещайте картинку мышкой.

Вы можете изменять размер кисти, кликнув на pencil Tool. Автоматически появится владка панели инструментов, и Вы можете изменить размер кисти, выбрав нужный (такая панелька открывается для большинства инструментов). Во всех версиях Фотошоп, ниже шестой, кисти находятся в окне установок (Brushes).

Если Вы хорошо поработали над чистовой версией рисунка, вам не придётся тратить много сил на правку изображения. Нужно только подправить перекрывающиеся и незамкнутые линии. Когда будете подправлять линии, постарайтесь придать им хороший, чёткий вид. Вы можете сделать линию с тупым концом более острой. Благодаря этому, ваш рисунок будет выглядеть более стильным и профессиональным (как будто он нарисован пером).

Я всегда помню о преимуществах цифрового редактирования, когда рисую чистовую версию своего рисунка. Если я промахнулся и нарисовал что-то не так, то не стоит мучится, стирая это физически, я просто убираю лишнее цифровым способом. Но, конечно, не позволяйте инструменту ограничивать Вас:)

 

Фотошоп: Раскраска изображения.

Между делом, Вы сохраняете периодически Ваш проект??? Нажмите Ctrl S чтобы быстро сохранить вашу картинку. Когда Вы покончите с подчисткой всех линий (и удостоверитесь, что все контуры замкнуты) можно смело приступать к раскрашиванию изображения. Кликните на инструменте "Заливка" (paintbucket tool) и убедитесь, что сглаживание выключено (antialiasing off) а допуск (tolerance) установлен на 0. Также, следует отключить сглаживание и поставить допуск на 0 и для других инструментов. Пока нам не понадобиться ни сглаживание, ни градиенты. Выберите цвета для раскрашивания и, с помощью инструмента заливки, закрасьте различные участки Вашего изображения. Если Вы хорошо поработали с контурами, заливка будет лёгкой.

Если Вы хотите, чтобы ваше изображение действительно круто смотрелось, то можете раскрасить и характерные линии. Здесь есть свои хитрости, так что... оставайтесь с нами:)) Итак, мы будем редактировать только чёрные линии изображения, для чего будем использовать маску (вот одна из причин, по которой мы стараемся избегать сглаживания). Выберите инструмент "волшебная палочка" (magic wand), установив antialiasing на off tolerance на 0. Кликните где угодно на чёрном (на линии). Контур выделится пунктирной линией. Теперь нужно выбрать все линии рисунка. Для этого в верхнем меню выберете select => similar. Это выделит все чёрные линии на рисунке.

Лично я люблю прятать выделение, чтобы мне не мешали работать пунктирные линии. Их можно спрятать, нажав ctrl H. Не волнуйтесь, чёрные линии всё ещё выделены... этого просто не видно. Теперь мы можем снова использовать карандаш (pencil tool) и выбрать цвет для раскрашивания линий. В целом, линии должны быть того же цвета, что и сам объект, только темнее. Тоесть светло-синий участок требует тёмно-синих линий. Итак, раскрасьте линии с помощью pencil tool. Если вы сделали маску правильно, то все изменения коснуться только линий.

Когда закончите, нажмите ctrl D, чтобы убрать выделение. Пока Вы этого не сделаете, рисовать можно будет только на выделенных линиях.

Это рисунок с законченной работой с линиями. Кликните на картинке, чтобы рассмотреть её получше. Видите, как я использовал различные цвета линий для разных объектов. Я использовал шесть цветов для раскраски линий: ушки, носик, причёска, мех, шортики и топик - они все разного цвета. На этой стадии изображение смотрится уже довольно профессионально. Надеюсь, вы не забыли его сохранить:) Дальше мы поговорим об основах техники создания теней.

ФОТОШОП: Тени

Итак, приступим к прорисовке теней. Эту технику иногда называют 'cell shading', потому что она использует однотонные цвета для определения затенённых участков. Такое часто встречается в мультипликации. За последние 10 лет эта технология стала несколько другой благодаря развитию цифровых технологий, которые позволяют невероятно просто размыть границу между светом и тенью. Но сам процесс не меняется.

Настало время создать новый слой. Мы больше не будем изменять сам рисунок, мы просто затеним некоторые участки поверх него. Удобство такого решения заключается в том, что в дальнейшем мы запросто сможем изменить цвет персонажа, не переделывая тени. Найдите окно со слоями (layers window). Видите небольшие иконки внизу окошка? На одной из них изображён мусорный бачок, на соседней - лист бумаги с загнутым уголком. Кликните на последней, и новый слой создан! Довольно прикольный фокус :). Если есть желание создать ещё несколько слоёв, то можно продолжать кликать по этой иконке, пока не получите нужное их количество. В версиях фотошоп, ниже шестой, число слоёв было ограничено 99 (да, были случаи, когда мне и этого не хватало). Для удаления слоя перетащите его на иконку с мусорным бачком. Если нужно скопировать слой, перетяните его на иконку "новый слой" ('new layer').

С этого момента всегда проверяйте, на каком слое вы работаете. Удостоверьтесь, что вы работаете на нужном слое! Короче, надеюсь, что с этим ясно:). Окошко "слои" содержит ползунок "прозрачность" (opacity slider), который по умолчанию установлен на 100% (полная непрозрачность). Уменьшение данного параметра приведёт к увеличению прозрачности слоя. Для создания теней мы будем использовать чёрный цвет, а чтобы тень имела оттенок, она должна быть полупрозрачной.

Кликните на ползунке "прозрачность" и установите значение на 60%. Теперь выберите инструмент "карандаш" (pencil tool), сделайте цвет рисования чёрным и порисуйте где-нибудь на этом слое. Видно, что через чёрный просвечивает слой, расположенный ниже. Если Вы ничего не видите сквозь чёрный значит, нужно сменить прозрачность. Используйте чёрный цвет для рисования затенённых участков, и используйте ластик (eraser tool) (с теми же установками, что и для карандаша) для стирания. В данном случае нужно пользоваться ластиком, а не белой краской, как мы делали раньше.

Тени следует рисовать с особой тщательностью, стараясь делать их логичными и реалистичными. В процессе создания теней можно спокойно залезать за края рисунка, так как потом можно выделить эти области и убрать с теневого слоя всё лишнее.

Собственно говоря, вот и всё, что я делаю с тенями. Мне нравится, когда тени смотрятся чисто, резко, в "мультяшном" стиле. Но если вы хотите их смягчить, то следует использовать Гауссово Размытие (Gaussian Blur). Откройте меню "Фильтры", а затем-> Blur->Gaussian Blur. Подвигайте ползунок, пока не добьётесь нужного результата. Не переусердствуйте с размытием, а то тень просто исчезнет!

Итак, нарисовав тени, следует убрать те участки, которые находятся вне персонажа. Выберите "волшебную палочку" (magic wand). Вернитесь на слой с самим рисунком, (в нашем примере - layer 0) и выделите пространство вокруг персонажа. Возможно, вам продётся выделить не один участок (участки между руками и т.д.). Удерживая клавишу shift во время выделения, можно выделить сразу несколько областей (нажатый alt делает всё наоборот - убирает выделение).

После того, как Вы выбрали всё пространство вокруг персонажа, нажмите клавишу delete. Эта операция уберёт белый фон вокруг рисунка, заменив его клеточной текстурой. Ей обозначена "чистая" область рисунка. Не отменяйте выделение! Перейдите на слой с тенями и опять нажмите delete. Когда вы рисовали тени, они наверняка вылезли за пределы рисунка. Таким образом вы удаляете лишние, вылезшие участки. Ну и под конец, можно поиграть с прозрачностью, изменяя вид теней. Лично я обычно использую прозрачность 20-40%, в зависимости от ситуации.

Фотошоп: блики

Как правило, я рисую блики света на шерстке моих персонажей. Чтобы сделать их, проделайте следующее. Переключитесь на слой с исходным рисунком. С помощью волшебной палочки выделите ту часть рисунка, с которой вы будете работать. Теперь создайте новый слой, и перейдите на него. Выберите инструмент "airbrush" и прочертите им линию поперёк волос. Если причёска слишком светлая, (как, например, у Springkitty [вероятно, так зовут персонажа из примера - прим.перев.]), то можно её немного притемнить в районе будущего блика, перед тем, как рисовать белую полоску. Можно оставить так, а можно добавить немного разнообразия с помощью "smudge tool". Выберите "smudge tool" и размажьте блик вверх и вниз по причёске, сделав его чуток полосатым. Для большей реалистичности следует взять более тонкую кисть.

На следующем рисунке я просто подрисовал блик белой краской, на новом слое с помощью airbrush.

 

Фотошоп: Работа с готовым рисунком.

Сохраните ваш рисунок. Зачастую есть смысл сохранять рисунок как отдельные файлы (image1.psd, image2.psd, etc) на тот случай, если файл вдруг повредится. Я потерял кучу файлов, когда Фотошоп зависал в процессе сохранения. Обычно я сохраняю изображение до объединения слоёв - на тот случай, чтобы потом его можно было бы изменить.

Сохранение для Интернет...

Для начала, нужно слить все слои воедино. Для чего в меню Layer выберите пункт Flatten Image. Теперь нужно масштабировать рисунок в подходящий для И-нета размер. С моей точки зрения, 600 точек по наибольшей стороне - самое то. Однако, выбор за вами.Если вы хотите посмотреть, как выглядит изображение после уменьшения, дважды кликните по иконке с увеличительным стеклом ("magnifying glass") на панели инструментов. Изображение примет оригинальный размер. В меню File выберите пункт Save for Web (только в версии 5 и выше). Чем меньшее качество картинки вы выберете, тем быстрее ваш рисунок будет грузится. Сохраняйте как JPG или GIF. (gif лучше для картинок в ограниченным количеством цветов, jpg - для полноцветных картинок).

Для печати...

Я сканирую свои рисунки с высоким разрешением по нескольким причинам. Во первых, в таком разрешении в цифровой форме ваши рисунки вряд-ли понадобятся, и после их уменьшения зубчатые границы линий сгладятся, и картинка будет выглядеть лучше. В принципе, можно сканировать с тем разрешением, с которым вы будете выводить на печать. Обычно это 300dpi.

Фотошоп - не та программа, из которой лучше всего печатать, но если вы всё же решите это сделать, следует первым делом проверить, соответствует ли размер изображения размеру бумаги. Вы можете проверить это, зайдя в меню "image"->"image size", и вы увидите, как ого размера будет распечатанное изображение. Параметр DPI следует установить на 300, если это возможно, хотя это и не обязательно. В то же время, не советую ставить ниже 100. Ну и под конец те, кто будет печатать на настоящем печатном станке, должны конвертировать свою работу в цветовое пространство CMYK (а лучше сразу начинать работу в CMYK). Впрочем, это уже выходит за рамки данного урока. Собственно, на этом первый урок по Фотошоп закончен. Надеюсь, что он вам понравился и помог сделать ваши работы более профессиональными:)

Translated by Digital Antoon

Главная | Чтиво | Галерея | Анимация | Видео | Ссылки | Гостевая