<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>

Как Дисней открыл свою страну


                         *  *  *

    Где найти страну такую, в которой уживаются рядом  Микки
Маус и капитан Хук со своими пиратами, лихой ковбой со своим
скакуном   и   все   президенты   США? Эта страна составляет
воображаемый мир  Уолта Диснея.  А как  могло быть интересно
посетить этот мир  детям! Пожалуй, и  родители не скучали бы
там...

    Такие   мысли   впервые   появились   у  Уолта, когда он
прогуливался со своими малолетними дочерьми. Кстати сказать,
они   были   его   первыми консультантами при рождении новых
персонажей. Они заставляли его  придумывать для них забавы и
развлечения.   А   затем   его   отцовские   выдумки   шли в
производство...   Мысли   о   постройке  сказочного мира все
сильнее овладевали им.  Он представлялся ему  все с большими
подробностями. И этот мир нужен был больше всего ему самому!

    Он со вздохом думал,  сколько сил и стараний  приходится
вкладывать в каждый фильм.  Но вот фильм  закончен и ушел от
него. Теперь  невозможно  ничего в  нем  добавить, изменить,
улучшить.    Фильм    ушел    на   экраны, стал независимым,
недосягаемым.   Совсем   как   родная дочь, вышедшая замуж и
уехавшая в  далекие края...  А построенный  им сказочный мир
навсегда останется с  ним. Его  можно постоянно увеличивать,
расширять, добавлять все  новые и  новые выдумки.  Из года в
год он будет становиться все прекрасней и интересней...

    Уолт стал делиться своими мечтами с родными, но никто не
принимал их  всерьез,  настолько  они  были  фантастичны. Он
распространялся   о   сооружении   сред  невекового замка, а
котором жила  Белоснежка,  о  реке,  русло  которой придется
прорыть, о холмах,  насыпанных на ровном  месте, о пиратском
корабле с полной оснасткой.

    Впрочем, еще во время подготовки к Строительству  студии
Уолт поговаривал  о необходимости  оборудования площадки для
развлечения публики. Тысячи людей  хотели бы посетить студию
Диснея, посмотреть,  что  и  как там  делается.  Но  так как
рабочее помещение  нельзя  превращать  в  зрелище,  то такое
зрелище   надо   развернуть   по соседству. Время тогда было
горячее, со  строительством  приходилось  спешить,  чтобы не
задерживать   расширения   выпуска  фильмов. Намерения Уолта
остались предположениями.

    Настал   день,   когда   Уолт   понял, что уклониться от
осуществления своей мечты  ему не удастся.  И он с восторгом
покорился своей  участи.  Он заговорил  по-деловому  с Роем.
Брат посмотрел на него с нескрываемым испугом.

    — Но это совершенно  безумная фантазия! Она поглотит  не
меньше миллиона  и ничего  не  даст. И  это в  такой момент,
когда...

    —   Я   знаю,   для   новых   начинаний вообще не бывает
подходящих моментов. По крайней мере, для меня!..

    Финансисты, которых  Уолт пытался  заинтересовать  новым
предприятием,   сочувственно   вздыхали,  говорили о тяжелых
временах   и   советовали  съездить куда-нибудь отдохнуть. А
потом, глядя  ему вслед,  недвусмысленно стучали  пальцем по
лбу.

    Препятствия   только   подхлестывали   Диснея.  Он решил
строить свою  страну,  Диснейленд, на  собственные средства.
Да, у него были  личные средства, и  он любил иногда шутливо
прихвастнуть, что  у  него  самостоятельный счет  в  банке с
вкладом в четыре  тысячи долларов.  «Конечно, яхт  на это не
накупишь»,    —    намекал    он   на увлечения голливудских
миллионеров. Но  и свою  страну на  это не  построишь... Под
залог своих  страховых  полисов  Уолт  получил  ссуду  в сто
тысяч. С этим уже можно было начинать.

    Слыханное ли дело:  начинать сооружение страны,  которая
будет названа его именем и  реально воплотит его выдумки! По
прорытому руслу  забурлит  поток, поднимутся  холмы  и стены
замка,— все,  как он  себе представлял...  Какой простор для
фантазии художника — лишь бы хватило денег!..

    Это   произошло   в   1955   году.  Примерно в полусотне
километров южнее  Голливуда,  в Анахейме,  открылась «страна
Диснея»   —   Диснейленд,  парк аттракционов, нечто подобное
нашему парку  культуры и  отдыха. С  огромным воодушевлением
занялся   Уолт   строительством   страны своей мечты. Чудеса
появлялись     одно     за     другим,     поражая  размахом
изобретательности.

    Красочный уголок  старого  Далекого  Запада  времен  его
освоения переселенцами.  Тут  можно прокатиться  в настоящем
почтовом дилижансе с упряжью  в шесть лошадей или проскакать
на муле. Между поднявшимися на  ровном месте холмами с шумом
низвергается водопад. Из темного  туннеля выезжает поезд, на
котором можно совершить путешествие вокруг всей страны.

    В таинственной  пещере  вековые  сталактиты  свешиваются
навстречу   поднимающимся   с   пола   сталагмитам.   О, это
замечательная пещера!  В ней  заблудились Том  Сойер и Бекки
Татчер.   Тут   скрывался   индеец  Джо. Сомневающиеся могут
рассмотреть   надпись,   сделанную  Томом, и пометки копотью
свечного огарка. Попасть  в эту  пещеру нелегко.  В нее надо
добираться ползком, как Том и Бекки.

    С   высокого   берега   видны  притаившиеся в кустарнике
могучие хищники и слышно их жуткое рычание. А огромные слоны
с удовольствием плещутся в бассейне и пускают хоботами целые
фонтаны    брызг.    На    островке  воздвигнуто бревенчатое
укрепление. В нем  можно укрыться  и отстреливаться, подобно
героям Фенимора Купера.  По широкому  водному простору, шумя
колесами, величественно  плывет пароход,  на котором работал
лоцманом   Марк   Твен.   С   его палубы виден островок, где
прятался Гек Финн с беглым негром Джимом.

    Диснейленд вырастал как  по мановению волшебной  палочки
сказочного чародея.  На  деле  чародеем  оказывался довольно
добродушного вида пожилой джентльмен, а все чудеса возникали
перед изумленными  взорами  посетителей при  помощи поворота
рукояток,    включения    рубильников,   моторов, трансляции
грозного рева  диких зверей  через  репродуктор с  записи на
магнитофонной ленте. Сказочное  чудо Диснейленда  - это чудо
современной техники.

    Диснейленд       быстро       стал      общеамериканской
достопримечательностью,     как     Ниагарский     водопад и
Йеллоустонский парк.  Ежегодно  его посещают  пять миллионов
человек. Тщательно  продуманные забавы  для малышей  были по
достоинству   оценены   взрослыми.   Их  число в четыре раза
превышает количество малолетних посетителей.

    Сто   тысяч   долларов,   лично вложенных Уолтом, вскоре
разрослись   в   миллионы, добавленные фирмой Дисней-братья.
Благосклонное   внимание   к  Диснейленду проявил всемогущий
гигант киноиндустрии Парамаунт  Корпорейшн. Еще один замысел
Диснея,   казавшийся   никчемной   фантазией,  превратился в
предприятие крупного бизнеса. И  произошло это потому, что в
основу Дисней  поставил  не  страсть  к  деньгам,  а страсть
художника с большим размахом фантазии и большим капиталом.

    Диснейленд занял прочное место  в мыслях и делах  Уолта,
стал его  любимым детищем.  На улучшение  и расширение своей
страны было не  жаль затрачивать уйму  времени и средств, не
подсчитывая   заранее,   сколько   прибыли   принесет каждое
новшество.    Непредвиденным    образом  Диснейленд приобрел
гораздо большее  значение, чем  можно было  предполагать. Из
парка   аттракционов   он   превратился  в экспериментальную
лабораторию творчества Диснея. Здесь проводилась подготовка,
широкая    проверка    и    пропаганда    новых  начинаний и
художественных замыслов. Такая лаборатория оказалась насущно
необходимой. И вот почему.

    К середине  пятидесятых  годов  американскому  кино  был
нанесен тяжкий удар,  пошатнувший его благополучие. Коварным
врагом   явилось   телевидение.   Все   большая  масса людей
каждодневно усаживалась  у себя  дома  с полным  удобством в
своих креслах перед светящимся  экраном телевизора для того,
чтобы, не  сходя  с  места, увидеть  события  дня, эстрадные
представления, фильмы и спектакли.

    Посещаемость кинотеатров быстро падала, дельцы впадали в
панику.   «Кино   гибнет!»   —  кричали они. Во имя спасения
кинематографии     поспешно     заключались    соглашения об
ограничении демонстрации  фильмов  по  телевидению. Усиленно
внедрялись   новинки   кинотехники,   широкоэкранные фильмы,
панорамное кино, недоступное для передачи по телевидению.

    Дисней не был  напуган телевидением.  Наоборот, оно  ему
понравилось,    заинтересовало    новыми  возможностями. Все
поспешно возводили  баррикады, чтобы  оградиться от опасного
врага, а  Дисней  сам пошел  в  телевидение и  был  принят с
распростертыми объятиями.  Впоследствии  деятели телевидения
говорили,    что    приход    Диснея    окрылил  всех новыми
перспективами.

    Уолт   быстро   нашел,   о   чем можно поговорить в духе
взаимопонимания. Он  с  ходу заключил  крупную  сделку, сбыв
свои   старые,   давно   сошедшие   с   экрана   и позабытые
короткометражки. С  новыми  силами забегали  и  запрыгали по
телевизорам Микки  Маус  со  своими  приятелями.  Уже успело
подрасти новое  поколение, не  знавшее фильмы двадцатилетней
давности, и  старые  герои  вызывали  новый  восторг. Дисней
снова бойко торговал давно распроданным товаром...

    Уолт   разделял   деятелей   кино   по   их  отношению к
телевидению   на   три   разновидности.   Одни  считали, что
телевидение надо побороть, не  стесняясь в средствах. Другие
предлагали изолировать  общего врага  стеной пренебрежения и
непризнания, надеясь  таким путем  привести его  к гибели. А
третьи призывали  идти в  телевидение,  чтобы овладеть  им и
поставить   на   службу   своим   интересам.  К последним он
причислял и самого себя.

    Первый    дебют    в    телевидении    Дисней  сделал на
рождественских праздниках в  1950 году. Он  принял участие в
грандиозном по  масштабу  ревю,  развернутом в  честь  (и за
счет) знаменитого живительного напитка кока-кола.

    В разнохарактерный дивертисмент были включены рисованные
короткометражки Диснея.

    Вскоре   он   провел   телевизионную  экскурсию по своей
студии.    Давнишнее    намерение    теперь осуществилось, и
посмотреть,   что   и   как   там делается, смогли благодаря
телевидению не тысячи, а  миллионы людей. Эта передача имела
настолько большой успех,  что была повторена  и прицеплена к
рекламе крупной фармацевтической фирмы.

    Повысилась   ли   от   этого   продажа таблеток и мазей,
остается невыясненным,  но  Уолт одним  ударом  уложил сразу
трех   зайцев.   Во-первых,   он   укрепил   свои  позиции в
телевидении. Во-вторых, он рекламировал свое производство. А
в-третьих,   показывая   работу   студии, он заблаговременно
привлекал внимание широкого круга зрителей к фильму, который
готовился к  выпуску.  Его  появления  в  кинотеатрах  уже с
нетерпением   поджидали.   Всем   хотелось посмотреть фильм,
знакомый    по    завлекательному    отрывку,  увиденному по
телевидению, когда он еще снимался на студии. Это была очень
действенная реклама, за  которую Дисней ничего  не платил, а
наоборот, телевидение платило ему. Вот это и называлось идти
в телевидение  и овладеть  им. По  этому пути  за ним вскоре
последовали другие предприниматели.

    Когда Дисней занялся экранизацией всем известного романа
Жюль   Верна   «Двадцать   тысяч   лье  под водою», он повел
телезрителей, сидевших  дома, развалившись  в креслах, прямо
не дно  океана, где  производились  съемки фильма.  Это было
сенсационное   зрелище,   признанное лучшей телепередачей за
весь год. Уолт говорил, что  вполне мог достигнуть такого же
эффекта в бассейне на студии.

    — Так делают все, и получается дешевле, — сказал Дисней.
— Я  не признаю  такие приемы.  Мне нужна  подлинная картина
подводного царства, а не ловкие трюки!

    Увидев своими  глазами,  как  снимался  фильм,  огромная
масса телезрителей старалась  не пропустить  его появление в
кинотеатрах.   Нельзя   не   заметить, что за всей рекламной
шумихой крылось неизменное тяготение Уолта к жизненности.

    Телевидение     подталкивало     Диснея     к расширению
деятельности.   В   работах   художников   не   все находило
применение,    а    на    телевидении    могло пригодиться в
разнообразных передачах, рекламных вставках. Но больше всего
пошел   в   ход   Диснейленд.   Отсюда систематически начали
проводиться разнообразные передачи.

    Телезрители последовательно  осматривали разделы  страны
Диснея:   Далекий   Запад,   страны  Приключений, Фантазии и
Будущего и так  далее. Вскоре передачи  по системе "Америкен
Бродкаст Компани"  стали  регулярно еженедельными  с часовой
программой. В них не  только демонстрировался Диснейленд, но
рассказывалось   о   предполагаемых  нововведениях и планах.
Широкие массы постоянно знакомились с тем, что там делается.

    Телепередачи из  Диснейленда  служили  не  только  целям
информации и рекламы,  но оказывались  контактом с огромными
массами. Узнав о  предположениях Уолта,  тысячи людей писали
ему   письма,   делились   своими мнениями, высказывали свои
пожелания. Это были голоса тех, для кого он ставил фильмы, а
не претендующих на всеведение дельцов.

    Дисней стал в телепередачах знакомить с  предполагаемыми
к   постановке   фильмами, новыми персонажами, исполнителями
главных ролей.  Так он  мог  заранее проверить,  как зрители
примут его работу, внести своевременно поправки и улучшения.

    Диснейленд привлекал внимание к историческому материалу.
Воссоздание старого Далекого Запада  и мест действия любимых
литературных произведений  направляло  к мысли  о постановке
исторических    фильмов.    Он    рассказал   о своих планах
телезрителям и показал свою «находку» — молодого исполнителя
главной роли задуманного фильма Фесса Паркера.

    Убедившись, что зрители Одобряют  его намерения, Уолт  в
1955   году   приступил   к постановке фильма «Дэви Кроккет,
король   Дикого   Запада»,   по роману Тома Хилла. Наперекор
распространенным   страхам,   Дисней  не побоялся ознакомить
телезрителей со своим новым  произведением и не просчитался.
«Король    Дикого    Запада»    прошел    по   кинотеатрам с
исключительным успехом,  а Дэви  сразу сделался национальным
героем.

    Кроккет   не   был   выдуманным   персонажем, и в фильме
показывались   события,   действительно  происходившие более
столетия тому назад. Успех  Дэви ураганом пронесся по стране
и перебросился через  океан. Уолт  получал ежедневно письма,
целыми   мешками.   Зрители   выражали   вместе с восторгами
негодование, как можно  было допустить  гибель такого героя!
Но тут  Дисней не  мог  ничем помочь:  в фильме  был показан
исторически установленный факт...

    Герой погиб, а  сюжеты о нем  рождались один за другим.
Дисней   быстро   ставит   все   новые фильмы о приключениях
Кроккета. Фесс Паркер взлетает новой звездой на голливудский
небосклон и усиливает свою популярность выступлением в целом
ряде   постановок   Диснея,   посвященных  Далекому Западу и
гражданской войне  1861—1865  годов,—«Дэви Кроккет  и речные
пираты», «Великая паровозная охота», «По фургонам, на Запад»
и других.

    Дисней    подошел    к    следующему    этапу разработки
исторической тематики. В  1956 году он  взялся за выполнение
обширной программы патриотического характера. Он решил всеми
доступными   ему   средствами   пропагандировать героическое
прошлое своей  страны.  Прежде  всего  он  сосредоточил свое
внимание на самых  первых ступенях истории  США, на войне за
независимость (1775—1783).

    То   был   краеугольный   камень   в   построении нового
государства,      провозгласившего      основные    принципы
демократических   свобод.   Одной  из великих, действительно
освободительных и действительно революционных войн назвал В.
И.    Ленин    войну    американских    колонистов   за свою
независимость.

    Дисней приступает в 1956 году к постановке двухсерийного
телевизионного фильма «1776».  Это дата сражений американцев
с   английскими   гарнизонами   у   Лексингтона  и Конкорда,
послуживших сигналом  к  началу военных  действий. Стоимость
постановки была установлена в  два миллиона. Таких масштабов
телевидение тогда  еще не  знало.  Фильм был  предназначен к
трансляции из Диснейленда.

    Коммунистическая «Дейли Уоркер» сообщала 22 октября 1956
года   о   новом   начинании  Диснея. «Развитие американской
революции   будет   показано   глазами юноши, некоего Джонни
Тримейна.    Его    роль    исполняет шестнадцатилетний Хэлл
Сталмастёр, «находка» Уолта.  Джонни — вымышленный персонаж,
но   постановщики   разъясняют,   что   много   таких юношей
участвовало в революции.  Историческая точность показываемых
событий должным образом проверена студией».

--рисунок--

    За первым  опытом последовал  ряд дальнейших  постановок
эпизодов истории США.  В Диснейленде оборудована театральная
площадка для  тысячи зрителей.  Сцена  и экран  служат здесь
демонстрации   событий   прошлого   и видных государственных
деятелей. Перед  зрителями  проходят все  президенты  США. С
обращением   к   народу   выступает   Авраам Линкольн, глава
правительства, приведшего  к победе  демократического Севера
над   рабовладельческим   Югом.  Фигура президента Линкольна
представляет собой сложнейший  механизм, а  в голове помещен
целый электронный  агрегат. Линкольн  сидит в  кресле, затем
поднимается,   делает   шаг   вперед  и обращается с речью к
публике. Руками он делает  жесты, а лицо передает пятнадцать
видоизменений мимики.

    Новинки современной техники представлены в Диснейленде в
самых увлекательных  формах, способных  поразить воображение
посетителей.    Космическая    ракета,    из   которой можно
рассматривать   удаляющуюся   Землю   и приближающуюся Луну,
механические поющие  птицы,  однорельсовая  железная дорога,
русалки на дне морском и множество других чудес представляют
не только занятное  зрелище, но и  плоды самого совершенного
технического   творчества.   Созданная Диснеем страна станет
грандиозным диковинным памятником художнику, изобретательная
фантазия которого не знала преград...

                          *  *  *

<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>