<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>

Что показал Пиноккио



                          *  *  *

    «Белоснежка» открыла новую страницу в жизни и творчестве
Диснея. Большие  постановки  начали новый  этап  в искусстве
рисованного фильма.  Однако  никто  не  смог  позволить себе
огромные затраты сил,  средств, времени, и  много лет Дисней
оставался в этой области монополистом. Он уверенно продолжал
ставить   полнометражные   фильмы,  пользовавшиеся неизменно
успехом.

    Когда Дисней  заканчивал строительство  новой студии,  у
него   в   работе   было  одновременно четыре полнометражных
фильма. «Пиноккио»  был  готов  к выпуску,  за  ним «Дамбо».
Съемки    «Бемби»    закончились,    и   началась постановка
«Фантазии». «Пиноккио» вышел на экран в 1940 году, «Дамбо»—в
1941-м, а  «Фантазия»  и «Бемби»  а  1942-м. Каждый  из этих
фильмов отличался своеобразием.

    «Пиноккио» поставлен  по  сказке  итальянского  писателя
Карло Лорензиии, известного  под псевдонимом  К. Коллоди. А.
Н.   Толстой   пересказал   сказку Лорензини в «Приключениях
Буратино» и благодаря этому ее сюжет стал хорошо нам знаком.
В «Пиноккио» рассказ ведет бедный, но преисполненный чувства
собственного достоинства Сверчок.  С этого начинается фильм.
Как и  в «Белоснежке»,  сперва  на экране  появляется книга.
Сверчок произносит около нее  вступительную речь к событиям,
участником которых он являлся.

    Однажды, спасаясь  от  холода и  дождя,  темным  вечером
Сверчок забрался в домик замечательного мастера на все руки,
Карло. Его жилище  — настоящий музей.  Здесь каждая вещица —
чудо   мастерства,   и   этими чудесами заполнены все столы,
полочки, шкафики, стены.

    Чудеса   мастерства   проявляет   и   Дисней,  показывая
достопримечательности   домика   Карло.  Главные среди них —
лучшие друзья хозяина дома кот  Фигаро и золотая рыбка Клео.
Техническим   совершенством  и изобретательностью «Пиноккио»
превосходит    «Белоснежку»,    и    первая половина фильма,
составляющая введение  в сказку,  неоспоримо превосходна. Но
ничего принципиально нового здесь нет.

    Золотая рыбка Клео живет в шарообразном аквариуме. Через
его стенки  она видит  все в  искажении, как  через вогнутую
линзу. И  сама  она  видна  в таком  же  искажении.  На этом
построен   ряд   забавных   кадров ее знакомства с Пиноккио.
Личико Клео, с огромными томными глазами, густо подведенными
ресницами, с чувственным ртом, представляет пародию на идеал
красоты голливудских звезд, типа «вамп» и «секс-бомбы».

    Кот Фигаро  поражает  гибкостью и  плавностью  движений,
точностью   подмеченных   повадок   кошачьей   породы. В его
характере переплелись  эгоистичность  с благовоспитанностью,
послушание со своенравностью.  Фигаро очень натурален, почти
лишен эксцентричности диснеевских персонажей.

    Блестящая   выразительность   отличает  самого Пиноккио.
Карло   берет   в   руки  только что сделанную марионетку на
ниточках. Это всего лишь  горстка выточенных и разрисованных
деревяшек. Стоит только выпустить  нити, и все сваливается в
беспорядочную кучку,  с  ногами  поверх  головы.  Личико его
безжизенно,   неподвижно.   Карло  тянет ниточки, и Пиноккио
начинает шагать  дергающейся походкой.  Он играет  с Фигаро,
отважно наступает  на  него,  но  движения  его  безвольны и
расхлябаны. То он вдруг  беспричинно кланяется, то его ножки
смешно выворачиваются в стороны. А застывшее личико выглядит
глуповато, неосмысленно. 

    Наконец   все   укладываются   спать.  Клео забирается в
кроватку с альковом в  глубине аквариума. Фигаро, жмурясь от
удовольствия, залезает  под  пуховое одеяло  рядом  с Карло.
Сверчок   с   комфортом   устраивается в спичечной коробке и
натягивает крышку, словно одеяло, к самому носу.

    Карло вдруг замечает в окошке сияние яркой звездочки. Ее
свет сулит исполнение желаний. Карло обращается к доброй фее
звездочки   с   просьбой   превратить деревянного Пиноккио в
живого мальчика,  который  мог  бы  служить  ему  радостью и
утешением в старости.

    Внезапно, когда все  уже заснули, совершается  сказочное
волшебство. Его  свидетелем  становится  Сверчок.  Яркий луч
звездочки проникает  в комнату  и заливает  ее ослепительным
светом. В лучистом  сиянии возникает  прекрасная добрая фея.
Она, наверно, родственница Белоснежки,  так как очень на нее
похожа. А  может  быть,  таков  идеал  красоты положительной
героини Диснея?

    Впрочем,   вернее   всего,   Уолт использовал оставшиеся
«мимиксы» Мерджери Белчер...

    Все спят, и фея  обращается к единственно  бодрствующему
Сверчку. Она явилась, чтобы выполнить мольбу Карло. Пиноккио
станет живым  мальчиком.  Но  произойдет  это  не  сразу. На
первых   порах   он   будет  только живой деревянной куклой.
Временное исполнение обязанностей  его совести фея возлагает
на Сверчка. А  когда Пиноккио пройдет  через все испытания и
докажет свою  способность к  хорошим, честным  поступкам, он
превратится   в   настоящего   мальчика.  В этом заключается
назидательный смысл сказки,  принятый Диснеем  и для фильма:
до   тех   пор   пока   ребенок не проявит хороших, подлинно
человеческих   достоинств,   он   остается  всего лишь живой
куклой.

    Фея притрагивается волшебной палочкой  к Пиноккио, и  он
оживает. На глазах у  зрителей происходит поистине сказочное
чудо: безжизненная деревяшка стала живым существом. Пиноккио
не только  задвигался, но  сразу преобразился,  стал другим.
Дисней как-то очень  убедительно вникает  в ощущения ожившей
деревяшки и умело раскрывает их.

    Пиноккио ничего  не  понимает  и  сам  удивляется  своей
способности   двигаться.   Это   выражается   на   его лице,
озаряющемся    проблеском    осмысленности.    Он путается в
собственных   ногах   и   все-таки шагает, хотя движения его
неумелы и беспомощны.  От этого  движения среди открывшегося
перед   ним   неведомого   мира  ему становится весело, он с
увлечением   задирает   ноги,   попадает  в стоящие на столе
баночки, задевает  что-то  руками, с  громким  шумом падает,
стуча своим деревянным телом.

    Карло   в   испуге   просыпается,   за ним — Фигаро. Что
случилось? Что за шум? Они  вскакивают с постели и с опаской
озираются. Карло обходит комнату,  заглядывая во все уголки,
не забрался  ли сюда  какой-нибудь непрошеный  гость. Фигаро
настороженно   крадется   под   его   ногами. Снова слышится
приглушенный   шум.   Карло   впадает   в   панику.  И вдруг
обнаруживается, что  шум  исходит от  запутавшегося  в своих
руках и ногах Пиноккио.

    — Пиноккио  ожил! —  в восторге  кричит Карло,  и  страх
переходит в  бурное ликование,  в котором  принимают участие
все игрушки и вещички. Этим заканчивается введение в сказку,
преисполненное юмора и прелестной зрелищности. Вся эта часть
выдержана в мягких, теплых тонах картин старинной живописи. 

    Вторая, большая  часть  фильма отведена  приключениям  и
испытаниям Пиноккио. Она заметно отличается как по тону, так
и   по   характеру   от   первой. Домик Карло замкнут тесным
игрушечным мирком. За его  стенами простирается огромный мир
невероятных   событий   и   странных,   а   порой и страшных
обитателей.

    С выходом  в  этот  мир Пиноккио  попадает  в  водоворот
приключений.   Медлительный   темп  жизни в домике сменяется
стремительной,   нарастающей   динамикой. Встреча с коварным
злодеем   Лисом   и   его   подручным,  Котом, отличающимися
внешностью      и      повадками      персонажей диснеевских
короткометражек, а  затем  с  карикатурно  жутким Стромболи,
хозяином цирка, повергают Пиноккио из одной беды в другую.

    Цирк, заключение в клетку, бегство, погони,  путешествие
на    таинственный    «остров    удовольствий», где получают
возмездие   испорченные,   непослушные  и ленивые мальчишки,
странствия по  дну морскому,  приключения в  чреве китовом и
спасение   из   него   сменяются  по традициям многосерийных
приключенческих     фильмов,     завершающихся благополучной
концовкой послеспасения  от  всех смертельных  опасностей. В
чрезмерном обилии быстро мелькающих происшествий тонет блеск
мастерства и изобретательности постановщика.

    «Пиноккио» не принес  Диснею новых  победных лавров.  Не
дал он и головокружительных доходов. Вместе с тем «Пиноккио»
засвидетельствовал, что полнометражный  рисованный фильм для
Диснея отнюдь  не  случайное, единичное  явление.  Он прочно
занял ведущее  место  в  работах  студии,  и  Уолт неустанно
заботился о его совершенствовании. 

    Вскоре после «Пиноккио» появился «Дамбо» (1941), фильм о
маленьком цирковом  слоненке  с  огромными  ушами. Комичный,
неуклюжий, он  служит мишенью  для постоянных  насмешек, чем
приводит в  отчаяние свою  величественную мамашу  — цирковую
примадонну. Но за  неказистой внешностью слоненка скрывалось
удивительное дарование. Огромные уши были подобны крыльям, и
слоненок, размахивая ими, мог  совершать чудесные полеты. Он
становится знаменитым,  занимает  главное  место  в цирковой
программе.

    Особым отличием  «Дамбо»  было  участие  большого  числа
людей,   естественно   и   непринужденно   входивших   в мир
диснеевских зверюшек.  Конечно, очень  эффектно показывались
цирковые   номера.   Особым   блеском выделялось выступление
приятелей слоненка,  стаи жуликоватых  ворон, представлявших
традиционный   вокальный   джаз.   Слоненок  и вороны заняли
заметное место в галерее излюбленных персонажей Диснея.

    Постановка   сказочных   сюжетов   отнюдь не исчерпывала
художественных   интересов   Диснея.   Его   влечения весьма
разнообразны, о  чем свидетельствуют  полнометражные фильмы,
составившие вершину  его  творчества.  «Пиноккио»  и «Бемби»
имеют несомненные черты сходства и вместе с тем они довольно
различны. А  «Фантазия»  неожиданно представила  собой нечто
совсем иное.


<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>